Образовательная программа

Образовательная программа конкурсного проекта «Педагогический триумф–2022» посвящена теме функциональной грамотности.

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить, как способность учащихся применять предметные знания и базовые навыки для решения повседневных задач, умение комплексно решать проблемы разной степени сложности в ситуациях, выходящих за рамки учебного пространства.

Функциональная грамотность является объектом оценки в международных сопоставительных исследованиях, практика которых, согласно паспорту национального проекта «Образование», должна быть внедрена во всех общеобразовательных организациях в качестве основы для системы оценки качества общего образования.

Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.

Читательская грамотность

Читательская грамотность – это способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать, использовать ее при решении учебных, учебно-практических задач и в повседневной жизни. Читательская грамотность – это базовый навык функциональной грамотности.

АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» предлагает вниманию широкого круга читателей издание «Формирование младшего школьника как грамотного читателя /Серия «На пути к эффективной школе».

В пособии представлены практические материалы по формированию читательской грамотности младших школьников, обобщен опыт педагогов общеобразовательных организаций Вологодской области по формированию смыслового чтения в начальной школе, раскрыты возможности технологий развивающего обучения в формировании читательских умений школьников на уроках литературного чтения и окружающего мира.

Кокарева З.А., доцент кафедры педагогики АОУ ВО ДПО «ВИРО, Габибова С.Н. , учитель начальных классов МАОУ «Центр образования №23 «Созвучие»» г. Вологда.

Онлайн-практикум «Приемы формирования читательской грамотности» 

Презентация 

Видео

 Формирование младшего школьника как грамотного читателя /Серия «На пути к эффективной школе». / Кокарева З.А., Крутова Н.А., Назарова, Шадрина Н.В., 3. Р., Рождественская И.В., Габибова С.Н.,  И.В Мокейкова, Евгеньева Л.В., Игнатьева А.С., Чистотина Н.О., Сапожникова Ж.А.  Презентация
 Шадрина Н.В., методист кафедры педагогики АОУ ВО ДПО «ВИРО. Формирование читательской самостоятельности младшего школьника. Ведущий вебинара: Шадрина Н.В., методист кафедры педагогики АОУ ВО ДПО «ВИРО»  Видео
 Методические аспекты формирования навыков смыслового чтения на содержании учебных предметов гуманитарного цикла / Фролова Е.С., Мовнар И.В., Громова Е.А., Кармановская Л.В., Прончева Н.Е., Жукова В.С., Юрьева Е.В., Колесникова И.В.   Презентация

 Эксперты Федерального методического центра Академии: Марина Алексеевна Мищерина, кандидат педагогических наук, доцент; Светлана Владимировна Боброва, кандидат педагогических наук, доцент «ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ОТ УЗКОПРЕДМЕТНОЙ ЗАМКНУТОСТИ К МЕЖПРЕДМЕТНОЙ КОЛЛАБОРАЦИИ»

4.30–14.12 PIZA – исследования в РФ 20 лет. Специфика читательской грамотности

14.13–24.18 – Читательская грамотность – ключевое понятие «понимание»

24.30–31.51 – Оценка читательской грамотности

32.19-41.50 - Виды заданий по оценке сформированности читательской грамотности (PIZA)

42.40–06.0 – Читательская грамотность. Вектор оценки.

1.07.04 – 1.25.34 – Практикум для учителя

 Видео

Видеолекция «Образовательный потенциал онлайн-квестов на уроках родной литературы в системе СПО, используемый педагогами для формирования функциональной (читательской) грамотности»,

Минец Диана Владимировна, Белавина Надежда Михайловна, преподаватели БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж имени А.А. Лепехина»

Видео

Видеолекция « Формирование читательской грамотности на уроках литературы в профессиональных образовательных организациях»,

Сидорова Ануш Гвабовна, преподаватель литературы БПОУ ВО «Череповецкий технологический колледж»
Видео

Шитикова Т.Н. – воспитатель МБДОУ "Детский сад № 23 "Золотой ключик""

Трансляция опыта  «Развитие речевой активности дошкольников посредством реализации технологии сторителлинга»

Видео

Сергеева Надежда Константиновна, учитель-логопед Калинина Лариса Николаевна, педагог-психолог МАДОУ «Детский сад №46» г. Череповца

«Формирование читательской грамотности у дошкольников» (из опыта работы педагогического коллектива)

Видео

Горголь Марина Александровна, воспитатель МБДОУ ВМР «Огарковский детский сад  общеразвивающего вида»

Мастер-класс «Формирование читательской грамотности детей дошкольного возраста через развитие речевых навыков»

Видео

Математическая грамотность

Математическая грамотность — это способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления.

АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования» предлагает вниманию широкого круга читателей издание «Формирование математической грамотности обучающихся (Серия «На пути к эффективной школе»).

Практическое пособие содержит материалы для формирования представления о содержании понятий «функциональная грамотность», «математическая грамотность»; представляет опыт учителей по использованию приёмов формирования математической грамотности обучающихся; предлагает подходы к конструированию заданий для развития и оценки математической грамотности обучающихся.

Методическая разработка (и ссылка на видеозапись ) урока математики во 2 классе по теме «Составление веселого задачника. Проект». Урок разработала Зарецкая Юлия Валериевна, учитель начальных классов МБОУ «Бабаевская СОШ .   Урок
 Зубкова Е. Д., ведущий методист ГК «Просвещение» «Функциональная грамотность. Математика для развития интеллекта и для жизни»   https://www.youtube.com/watch?v=2Zhnwx5OUho
 

Формирование математической грамотности обучающихся / составитель: Е.М. Ганичева (Серия «На пути к эффективной школе»)

 

https://old.viro.edu.ru/attachments/article/11199/1784.pdf

Глебова Е.В. - учитель математики МБОУ «Гимназия с углубленным изучением отдельных предметов»

Видео трек на тему: «Развитие математической грамотности в ходе подготовки к итоговой аттестации в 9 классе»

Видео

Пелевина Лариса Николаевна – воспитатель МБДОУ «Детский сад №1»

Презентация на тему: «Проекты математического содержания в  развитии функциональной грамотности дошкольников»

Видео

Барышева Татьяна Михайловна, методист МБДОУ Грязовецкого муниципального района «Центр развития – детский сад №3»

Мини-лекция «Математическая грамотность дошкольников в системе деятельности современной ДОО»

Видео

Естественно-научная грамотность

Естественно-научная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.

Кокарева З.А, доцент кафедры педагогики АОУ ВО ДПО «ВИРО», Шадрина Н.В., методист кафедры педагогики АОУ ВО ДПО «ВИРО» Вебинар по теме: «Формирование естественнонаучной грамотности на основе организации наблюдений на уроках окружающего мира».   https://youtu.be/VBxaO6OlRsE 
 Видеоролик. Автор: Гвоздева Н.В., учитель начальных классов МБОУ «Харовская средняя общеобразовательная школа им. В.Н. Прокатова».   https://cloud.mail.ru/stock/bq7eUKiT8SPm7hUjFTiiCs8p
 Сидорук А.Н., МБОУ Вологодского МР «Присухонская основная школа».   https://disk.yandex.ru/client/disk
 Рогачева С. Н., учитель биологии МБУ Школа № 89», г. Тольятти. «Развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии»  https://www.youtube.com/watch?v=C2O6IxVL4zk
 Рыбянова Е.П., учитель химии МОУ «Дмитровская школа №8», г. Дмитров. «Формирование функциональной грамотности на уроках химии при решении расчётных задач».  https://www.youtube.com/watch?v=agx2r8TQzWw
Дурягина Ольга Валерьевна, преподаватель БПОУ ВО «Вологодский строительный колледж». Видеолекция «Использование технологии критического мышления для развития естественно-научной грамотности студентов в преподавании химии»  Презентация
Попова Любовь Дмитриевна, преподаватель физики МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 9» г. Вологда. Мастер-класс «Формирование естественнонаучной грамотности на уроках физики»  

Пестовская Марина Михайловна -  воспитатель МБДОУ «Детский сад №1»

Презентация: «Образовательный проект  «Виновата ли природа?» как  средство развития экологического сознания старших дошкольников»

Видео

Мозолина Маргарита Леонидовна, старший воспитатель БДОУ СМР «Детский сад общеразвивающего вида №21»

Мини-лекция «Формирование естественнонаучной грамотности детей дошкольного возраста через организацию экскурсий в природу»

Видео

  

Креативное мышление

Креативное мышление — это способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

Игнатьева А.С. Эффективные приемы ТРИЗ для развития креативного мышления   Презентация 
 Селянинова Надежда Станиславовна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отд.предметов». г. Вологда. Проект урока литературного чтения.4 класс.  Презентация
 

Габибова Светлана Николаевна,

МАОУ «Центр образования №23 «Созвучие»» г. Вологда, видеоролик по использованию приемов ТРИз 
 https://cloud.mail.ru/stock/9v9hcb9gXxWJM7HBBQ3m4yXr
Пантина Галина Валерьевна, преподаватель БПОУ ВО «Вологодский строительный колледж». Видеолекция «Практика реализации технологии развития критического мышления на учебных занятиях по физике через кейс-задания» Видео
Мастер-класс «Интерактивные методы на уроках русского языка и литературы для формирования функциональной грамотности студентов», Герасимова Марина Николаевна, преподаватель БПОУ ВО «Череповецкий металлургический колледж имени академика И.П. Бардина» Видео
Мастер-класс «Использование кейс-технологии для формирования критического мышления на уроках информатики», Давыдова Мирания Александровна, преподаватель информатики БПОУ ВО «Череповецкий технологический колледж» Видео

Савенок С.С. - педагог МБОУ ДО ЦДО г.Великий Устюг

Трансляция опыта: «Квиллинг, как средство развития креативного мышления младших школьников»

Видео
Видеолекция «Методические приемы формирования критического мышления на уроках географии», Пугина Елена Федоровна, преподаватель АПОУ ВО «Вологодский колледж связи и информационных технологий» Видео

Финансовая грамотность

Финансовая грамотность — это знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков. Включает навыки необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.

Успешные практики внедрения финансовой грамотности в образовательный процесс педагогами Вологодской области

1.Эффективные практики формирования финансовой грамотности у обучающихся и родителей – Областной Педсовет 2021

 https://vk.com/public193997141?w=wall-193997141_2756

Копничева Е.Н. Юнина С.В. «Финансовая грамотность как компонент функциональной грамотности школьника». 

Жданова Л.В. «Оценка эффективности мероприятий по финансовой грамотности в образовательной организации».

Лютина А.А. «Формирование экономических понятий у дошкольников посредством развивающих игр».

2.Победители весеннего финансового фестиваля "ФинФест" - 2021

https://vk.com/public193997141?w=wall-193997141_2204

3.Участники «Новогоднего финансового челленджа» - 2021

https://vk.com/public193997141?w=wall-193997141_3613

https://vk.com/public193997141?w=wall-193997141_3618

https://vk.com/public193997141?w=wall-193997141_3670

https://vk.com/public193997141?w=wall-193997141_3748

Материалы для использования при внедрении финансовой грамотности в образовательный процесс

Видеоуроки для школьников средних и старших классов по страхованию, сбережению, выбору между арендой и покупкой жилья и финансовым махинациям.

http://fgramota.org/video/?video=million

http://fgramota.org/video/?video=finance

http://fgramota.org/video/?video=housing

http://fgramota.org/video/?video=avto

http://fgramota.org/video/?video=insurance

Комиксы по финансовой грамотности для детей школьного возраста

https://хочумогузнаю.рф/интерактив/комиксы/

Анимированные презентации для школьников 2–11 классов и студентов СПО

https://моифинансы.рф/materials/75-animirovannyh-prezentacij-dlya-shkolnikov-2-11-klassov-i-spo/

Игровые сериалы, подготовленные по заказу Минфина России, в качестве вспомогательных видеоматериалов по финансовой грамотности для обучающихся 5-11 классов

https://моифинансы.рф/materials/hudozhestvennye-filmy-dlya-5-11-klassov/

Инфографика для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Детский журнал «Смешарики»

https://моифинансы.рф/materials/detskij-zhurnal-smeshariki/

«Азбука финансовой грамотности со Смешариками» для детей дошкольного и младшего школьного возраста

https://моифинансы.рф/materials/pinkod.-azbuka-finansovyh-gramotnosti/

Видеоролик по формированию финансовой грамотности. Автор: Сухарева О.В., учитель начальных классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №30» г. Вологды

https://disk.yandex.ru/i/YGAUBgSgtakWQA

А.В. Быков, писатель, ученый-краевед, канд. истор. наук. О пособии по формированию финансовой грамотности у младших школьников.

https://disk.yandex.ru/i/UmjxjjlwqzXY9g

Мастер-класс «Основы финансовой грамотности», Зорина Нина Васильевна, преподаватель  БПОУ ВО «Череповецкий строительный колледж имени А.А. Лепехина» Видео
Интерактивная игра «Финансы: термины, понятия, определения» Литвинова Ольга Борисовна, преподаватель БПОУ ВО «Вологодский аграрно-экономический колледж» Видео

Окуловская Людмила Николаевна, воспитатель  МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №25 «Улыбка» г.Великий Устюг

«Дополнительная образовательная программа по финансовой грамотности старших дошкольников  «ФИН и КО в стране сказок»

Видео

Комиссарова Елена Евгеньевна, заведующий Попова Татьяна Ивановна, воспитатель МДОУ «Детский сад №78 «Мастерок» г.Вологда

«Финансовая грамотность в экономическом воспитании дошкольников»

 

Глобальные компетенции

Глобальные компетенции — это способность смотреть на мировые и межкультурные вопросы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, и участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству.

Сидорук А.Н., учитель начальных классов МБОУ «Присухонская основная общеобразовательная школа» Вологодского района. Мастер-класс «Ответственность?». Презентация
Уроки Доброты. Методические рекомендации. ВМК учителя начальных классов. Методические материалы. Презентация

Суковаткина Елена Владимировна - воспитатель МБДОУ «Детский сад №1»

Презентация: «Развитие инициативности и самостоятельности детей дошкольного возраста в проектной деятельности – как механизм формирования функциональной грамотности»

Презентация

Воробьева Людмила Андреевна - воспитатель МБДОУ «Детский сад №1»

Презентация: «Образовательные проекты как средство ознакомления дошкольников с историей и культурой малой родины»

Презентация